Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Что такое испаритель кондиционера — предназначение и обслуживание

Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Современный человек относится к климатической технике ужу не как к предмету роскоши, а реальной необходимости. Особенно в условиях большого города, где наружный воздух не отличается чистотой, кондиционер позволяет людям внутри помещений дышать более чистым воздухом.

Но в процессе эксплуатации порой возникают всевозможные проблемы с корректной работой этих устройств. Чаще всего неприятности случаются в таком элементе, как испаритель кондиционера.  Как с этим бороться и что можно сделать своими силами разберем в этой статье. Но для этого прежде необходимо познакомиться с устройством климатического оборудования.

Из чего состоит кондиционер

Все модели кондиционеров работают по одному принципу и имеют, практически, одинаковое устройство, состоящее из таких деталей, как:

  • испаритель;
  • конденсатор;
  • соединительные медные трубки;
  • вентилятор.

Все эти узлы поочередно подключаются к системе рециркуляции фреона. Испаритель является, несомненно, одним из  главных элементов в устройстве кондиционера.

Он может не только охлаждать воздушные массы, но и ту жидкость, которая находится в конденсаторе – антифриз либо какую другую.

Испаритель характеризуется  по своей производительности, которая зависит от типа хладагента, температуры  и мощности воздушного потока, создаваемого при помощи вентилятора.

Какие бывают испарители?

В современных кондиционерах производители устанавливают различные виды испарителей отличающихся по своей функциональности и конструкции. По функциональности различаются испарители, которые способны охлаждать только воздух и те, которые могут охлаждать жидкости.

В зависимости от выполняемых функций испарители по конструкции подразделяются на пластинчатые и кожухотрубные. И те и другие предназначаются для охлаждения жидкостей.

Пластинчатые испарители имеют небольшую массу и малые габариты. В них устанавливается емкость небольшого объема. Это стабилизирует работу климатического устройства, если в процессе эксплуатации предполагается частое включение и выключение кондиционера или резком изменении температуры охлаждаемой жидкости и облегчает такой процесс, как чистка испарителя кондиционера.

Хороший эффект охлаждения достигается вследствие соприкосновения фреона и  жидкостей, находящихся в конструкциях большой площади. Как правило, пластинчатые испарители используются для кондиционеров небольшой мощности.

Кожухотрубные испарители отличаются от пластинчатых, своей конструкцией. Здесь имеется кожух, изготовленный из стали, в главном отделе которого  находится охлаждаемая жидкость или вода.

Для ее движения есть специальные каналы, которые по своему положению размещаются перпендикулярно трубкам, по которым циркулирует фреон. Сами же трубки крепятся к кожуху испарителя, отсюда и название испарителя – кожухотрубный.

Подобная конструкция испарителя наилучшим образом обеспечивает качественный теплообмен.

Кожухотрубные испарители отличаются следующими характеристиками:

  • В процессе охлаждения участвуют несколько контуров.
  • Имеют существенную тепловую инерцию.
  • Могут применяться для оснащения высокомощных сплит–систем.
  • В данных устройствах нет дополнительных емкостей, а также они не имеют функции тонкой настройки.

По внешнему виду эти испарители представляют собой ряд кассет, состоящих из оребренных трубок малого диаметра. По своей конструкции данные устройства аналогичны автомобильным масляным радиаторам, где для максимально качественного охлаждения задействованы одновременно несколько контуров.

Необходимость периодической очистки испарителя

Вполне понятно, что качественный кондиционер, кроме своей цены имеет дополнительную защищенность от случайных поломок.

Но, несмотря на тип или ценовой диапазон климатического устройства, все они нуждаются в периодическом обслуживании, которое включает в себя и такую процедуру, как очистка испарителя кондиционера.

Однако прежде, чем решиться на подобное действие, необходимо представлять себе, как устроен сам испаритель.

Современные сплит системы включают в себя два блока. В одном блоке располагается радиатор испарителя кондиционера, в другом вентилятор. Оба блока соединяются некоторым количеством медных трубок, по которым под высоким давлением циркулирует фреон.

В процессе работы кондиционер достаточно сильно нагревается и для его охлаждения предусмотрена специально разработанная система, встраиваемая в конструкцию кондиционера.

На эффективность работы этой системы в большой мере оказывает ее состояние чистоты.

Когда здесь скапливается масса пыли и грязи, то создается подобие шубы на охлаждающей системе, вследствие чего нарушается циркуляция воздуха, теплообмен и как следствие – перегрев устройства.

1-Испаритель; 2-Турбина; 3-Дренажная ванная

Если вовремя почистить испаритель кондиционера, угроза поломки климатического устройства исчезает.

Кроме этого, следует учитывать, что накопленная пыль и  грязь, в содружестве с повышенным уровнем влажности в помещении  создает благоприятные условия в кондиционерах для размножения болезнетворных бактерий и микробов, которые вместе с воздушными потоками разносятся по всему дому. Об этом может свидетельствовать неприятный запах, доносящийся из сплит системы.

Если вы не знаете, как снять испаритель кондиционера, или просто не рискуете это делать, лучше, конечно, обратиться в специализированную организацию, которая занимается обслуживанием и ремонтом кондиционеров.  Специалисты подобных контор в тонкостях знают устройство климатического оборудования  и, как правило, имеют опыт и знания.

Если даже вы решитесь разобрать свой кондиционер на составляющие, чтобы найти, где находится испаритель кондиционера,  и  основательно его прочистить, то собрать назад вряд ли получится. В таких случаях, почему то всегда остаются лишние детали. Кроме этого специалисты знают, как уничтожить все бактерии и микробы вместе с грибками, применяя специальные современные средства.

Неисправности  испарителя – причины

Как правило, поломки кондиционера по вине завода изготовителя случаются достаточно редко. Чаще всего устройство начинает работать не в том режиме, по вине потребителя, вследствие неправильной эксплуатации.

Для корректной работы кондиционера, такие процедуры, как ежемесячная чистка фильтров и периодическое обслуживание специалистом, должны стать обязательными. Это существенно продлит жизнь климатической системы и не доставит много неприятностей, когда в самый разгар жары кондиционер вдруг выходит из строя. Специалисты рекомендуют:

  • Не включать кондиционер в тех местах, где температура значительно отличается от рекомендованной производителем. Если хладагент будет иметь низкую температуру, то при поступлении его в компрессор, может нарушаться работа не только самого компрессора, но и других элементов системы охлаждения.
  • Чаще чистить или менять фильтры сплит систем, поскольку от их состояния напрямую зависит работа всего агрегата. В противном случае несвоевременная очистка может привести к тому, что потребуется замена испарителя кондиционера, а это лишняя трата денег, не только на приобретение самого испаритель, но и на его монтаж.
  • Достаточно часто некорректная работа кондиционера возникает по причине самостоятельного монтажа. Вы посчитали себя умелым мастером, и как результат – кондиционер работает плохо или совсем отказывается выполнять поставленные задачи.
  • Иногда причиной поломки кондиционера, а конкретно, испарителя, может послужить недостаточная мощность вентилятора, который не способен прогонять фреон, не успевший принять газообразную форму.

Это лишь некоторые причины, которые могут стать основанием для ремонта или замены испарителя. Вполне вероятно, что подобных причин может быть гораздо больше, но как показывает практика, данные рекомендации важны и не стоит пренебрегать ими.

В заключении хотелось бы заострить внимание читателей, что испаритель является важной деталью в конструкции кондиционера и ему следует  уделять достаточное внимание, чтобы работа климатической сплит системы на протяжении всего срока эксплуатации не вызывала нареканий в адрес изготовителя.

И последний совет – не занимайтесь домашними ремонтами, если появились проблемы с функционированием кондиционера для этого существуют специализированные фирмы.

Источник: https://climanova.ru/chto-takoe-isparitel-kondicionera-prednaznachenie-i-obsluzhivanie.html

10 способов избежать горячих брызг жидкости

Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Спитбэк – это капли жидкости для электронных сигарет, которые иногда выстреливают в вас со спирали обслуживаемой базы, обычно с характерным звуком. Жидкость собирается на спирали, но вместо испарения она кипит.

В основном это встречается, когда вы добавили слишком много жидкости, но бывают и другие случаи. Вейперы, использующие обслуживаемые базы, борются с этим недугом, кто как может, мы же собрали самые популярные способы. Вы можете попробовать их по отдельности или совместно.

Если вы не используете очень сложные спирали, то наверняка найдете свой путь.

Типы испарителей

Испарители разделяют на типы по видам охлаждаемой среды:

  • воздушные (охлаждается воздух, используются в кондиционерах)
  • жидкостные (охлаждается вода или гликоль, используются в чиллерах)
  • твердые тела (в скороморозильных аппаратах)

Жидкостные испарители по конструкции делятся на 3 типа:

  • кожухотрубные
  • пластинчатые
  • пленочные

Кожухотрубный тип испарителя

Кожухотрубный тип испарителя подходит для широкого спектра хладагентов: аммиак, фреоны. Это изделие представляет собой стальной цилиндр, внутри которого проходит множество трубок диаметром около двух сантиметров. Трубки могут иметь вертикальное и горизонтальное направление. Для повышения эффективности охлаждения имеется оребрение трубок.

В затопленном типе кожухотрубного испарителя хладагент заполняет пространство между трубками, охлаждаемая среда протекает внутри трубок. Другой вариант — хладагент кипит внутри трубок (незатопленный тип). Простая конструкция, эффективная теплопередача, нетребовательность к качеству воды или гликоля — основные плюсы данного оборудования.

Габариты и эксплутационные риски (замораживание воды при аварии) — минусы.

Пластинчатые испарители

Наиболее перспективными в холодильной промышленности являются пластинчатые испарители. Потоки охлаждаемой среды и хладагента направлены навстречу друг другу по отдельным трубкам, проходящим через стальные пластины. Между потоком хладагента и охлажаемой средой через пластины происходит теплообмен. Выпускаются разборные, полуразборные, паянные и сварные пластинчатые теплообменники.

Они более компактны, обладают более высоким кэффициентом теплопередачи, менее подвержены повреждениям от замораживания по сравнению с кожухотрубными испарителями, однако чувствительны к качеству хладоносителя

Пленочные испарители

В пленочных испарителях охлаждаемая среда поступает на теплообменную поверхность пластин сверху тонким слоем и собирается внизу. Внутри пластин циркулирует хладагент. Широко применяется в пищевой промышленности для среднетемпературного охлаждения среды (до 1С).

Перестаньте заливать спираль

Как известно, перед первым применением надо смочить спираль и фитиль жидкостью, но важно не переусердствовать. Если вы заправите слишком много жидкости для электронных сигарет в бак, то это может стать причиной спитбэка.

Но решение довольно простое – нужно просто приноровиться. Возможно, первые пара-тройка попыток будут неудачные, но потом вы непременно найдете ту самую «золотую середину», когда фитиль будет насыщен влагой, но не чересчур.

Обслуживание и ремонт испарителей

Испаритель, как один из узлов холодильной машины, требует регламентного обслуживания. Пластинчатый — наиболее простой и ремонтопригодный тип испарителя. Для него обязателен контроль качества хладоносителя. Далее по рейтингу простоты обслуживания идет пленочный.

Для кожухотрубных испарителей присутствует риск механических повреждений от замерзания рабочей среды при аварийной остановке насосной группы, поэтому требуется квалифицированная эксплуатация холодильного оборудования.

По вопросам сервисного обслуживания и ремонта испарителей звоните

Дело в фитиле

Если вы используете обслуживаемый атомайзер RTA, причиной спитбэка может быть то количество хлопка, которое вы устанавливаете, точнее, его недостаток, оставляющий свободное место между танком и спиралями.

Заправляя слишком много жидкости, которая ни во что не впитывается, вы получаете те же отвратительные брызги.

Методом проб и ошибок вы найдете то количество хлопка, которое будет достаточным для заполнения танка и при этом проходить сквозь спираль.

Принцип работы испарителя

В испарителе происходит процесс перехода хладагента из жидкого фазового состояния в газообразное с одним и тем же давлением, давление внутри испарителя везде одинаковое.

В процессе перехода вещества из жидкого в газообразное (его выкипание) в испарителе – испаритель поглощает тепло в отличие от конденсатора, который выделяет тепло в окружающую среду. т.о.

посредством двух теплообменников происходит процесс теплообмена между двумя веществами: охлаждаемым веществом, которое находится вокруг испарителя и наружным воздухом, который находится вокруг конденсатора.

Схема движения жидкого фреона

Соленоидный клапан – перекрывает или открывает подачу хладагента в испаритель, всегда либо полностью открыт либо полностью закрыт (может и отсутствовать в системе)

Терморегулирующий вентиль (ТРВ) – это точный прибор, регулирующий подачу хладагента в испаритель в зависимости от интенсивности кипения хладагента в испарителе. Он препятствует попаданию жидкого хладагента в компрессор.

Жидкий фреон поступает на ТРВ, через мембрану в ТРВ происходит дросселирование хладагента (фреон распыляется) и начинает кипеть из-за перепада давления, постепенно капли превращаются в газ, на всем участке трубопровода испарителя.

Начиная с дросселирующего устройства ТРВ, давление остаётся постоянным.

Фреон продолжает кипеть и на определенном участке испарителя полностью превращается в газ и дальше, проходя по испарителю газ, начинает нагреваться воздухом, который находится в камере.

Двухпоточный воздухоохладитель

Источник: https://NarkoPro.ru/kurenie/zhidkost-ne-postupaet-v-isparitel.html

Роль испарителя в охлаждающей системе кондиционера

Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

  • Принцип действия
  • Устройство
  • Неисправности
  • Очистка
  • Схема очистки

Одним из теплообменников бытового кондиционера является испаритель, размещенный во внутреннем блоке сплит-системы, либо в одном корпусе с конденсатором, если речь идет о моноблоке. Испаритель кондиционера включен в систему охлаждения, способствует хладагенту в заборе тепла из воздуха в процессе его испарения внутри контура. Именно на принципе снижения температуры поверхности во время испарения жидкости основано охлаждающее действие систем кондиционирования.

Принцип действия

Испаритель кондиционера – неотъемлемая часть замкнутого фреонового контура. его функция – охлаждение воздушного потока, прогоняемого через него вентилятором, находящегося непосредственно возле него. В систему входят:

  • испаритель,
  • конденсатор,
  • вентиляторы внешнего и внутреннего блоков,
  • терморегулирующий вентиль,
  • компрессор,
  • медный трубопровод для хладагента,
  • хладагент,
  • компрессорное масло.

В компрессоре газообразный фреон сжимается до состояния жидкости. Далее он проходит во внешний теплообменник – конденсатор. Здесь фреон отдает свое тепло наружному воздуху, который прохладнее фреонового вещества. Воздух нагнетается внутрь корпуса вентилятором.

Высокоточные прецизионные кондиционеры

Сбросив часть температуры жидкость двигается дальше по контуру, попадает в терморегулирующий вентиль. Внутри спиралевидного устройства фреон еще более охлаждается, давление понижается.

В таком состоянии хладагент поступает в испаритель. При взаимодействии с теплым комнатным воздухом (через теплообменную поверхность) происходит испарение, фреон из жидкого переходит в состояние газа.

Окружающий теплообменник воздух охлаждается.

Далее газ попадает в компрессор и круг возобновляется. Рядом с испарителем расположен вентилятор, который способствует циркуляции комнатного воздуха.

Устройство

Конструктивно испарительные теплообменники для охлаждения воздуха классифицируются:

  • кожухотрубчатые (металлические трубы размещены в кожухе),
  • пластинчатые (собран из смежных пластин, между которыми расположены каналы для циркуляции хладагента и той среды, которая охлаждается).

Пластинчатые:

  • одноходовой (движение испаряющегося фреона всегда строго вверх, охлаждающаяся среда – строго вниз);
  • многоходовой (потоки теплоносителей меняют направление движения один или несколько раз. Достигается небольшая разница температур);
  • многоконтурный (наличие двух отдельных контуров на одной стороне пластины).

Пластинчатые теплообменники устанавливаются, как правило, в более крупных системах кондиционирования: центральные системы, чиллер-фанкойлы и т.д.

Кожухотрубчатые:

По количеству рядов труб:

  • однорядные,
  • двухрядные,
  • пучковые.

По расположению труб:

  • горизонтальные,
  • вертикальные.

По структуре труб:

По хладагенту:

Трубы в таких испарителях размещены ввиде пучков, либо спиральной ленты, закрепленных внутри кожуха, крышек, камеры, патрубков и т.д. Материал для труб выбирается в зависимости от типа хладагента, охлаждаемой среды, требований к параметрам охлаждения и т.д.

Для бытовых кондиционеров чаще всего используются медные фреоновые кожухотрубчатые теплообменники-испарители.

Некоторые особенности установки кондиционеров в квартире >>>>

Неисправности

Распространенная неисправность испарителя – не охлаждает воздух. Как правило, это случается из-за накопившейся пыли, грязи, слой которой покрывает теплообменник.

Основная функция, испарение, не выполняется, так как загрязненная поверхность препятствует доступу воздуха к теплообменной поверхности.

Если продолжительное время кондиционер работает в таком состоянии, из строя может выйти не только испаритель, но и другие элементы охлаждающей системы (например, перегорит компрессор).

Исправить данную проблему просто – достаточно почистить теплообменник, и в дальнейшем следить за ним более тщательно, своевременно проводить техническое обслуживание, самостоятельно или с помощью специалистов.

Кроме того, из-за разгерметизации контура, утечки фреона испаритель может покрыться слоем льда. Наледь постепенно будет таять, увеличивая объем жидкости в дренажной емкости. Вода из переполненного резервуара перельется в комнату, доставив много неприятных проблем.

Устранить причину помогут специалисты, установив источник утечки хладагента. Ремонтные работы они проведут на месте. При замене деталей возможно придется отдать внутренний блок в сервисный центр.

Область применения сифона для кондиционера >>>>

Очистка

Очистка испарительного теплообменника вместе с другими элементами внутреннего блока сплит-системы проводится дважды за год – весной и осенью. Очистка воздушных фильтров зависит от состояния воздуха внутри квартиры. Если слишком загрязнен, есть домашние питомцы, частицы пыли, шерсть животных будут быстрее забивать систему фильтрации. Проводится один раз за 1-3 месяца.

Признаки засорения теплообменника:

  • ухудшились охлаждающие свойства кондиционера;
  • энергопотребление увеличилось при снижении производительной мощности;
  • малоприятный запах при включении климат-устройства.

Кроме испарителя очистке подлежат вентиляторные механизмы, дренажная система. Внутреннее пространство модуля, на поверхности которого также может образоваться плесень, грибок и т.д. Можно провести чистку внутренних механизмов кондиционера своими руками, либо вызвать соответствующих специалистов.

Чистка испарителя кондиционера проводится специальными антибактериальными, дезинфицирующими средствами. Использовать необходимо в соответствии с инструкцией на этикетке, составленной производителем. Средства выпускаю ввиде аэрозоля, пены.

Содержат в составе поверхностно-активные вещества, которые обладают хорошей моющей способностью. Также, в зависимости от сферы использования, металла и т.д., могут включать кислотные, щелочные добавки, биологически-активные компоненты.

Схема очистки

Как правило, очищение испарительного теплообменника не составляет особенного труда. Необходимо сделать следующее:

  • отключить блок от сети электропитания;
  • открыть лицевую панель;
  • снять фильтры воздушной очистки;
  • фильтр грубой очистки промыть под холодной проточной водой (горячая может деформировать), оставить сушиться;
  • на теплообменник нанести антибактериальное средство для чистки, строго следуя инструкции производителя;
  • при необходимости смыть средство водой;
  • включить режим вентилирования для просушки элементов теплообменника;
  • установить все элементы, следуя обратному порядку;
  • вставить воздушные фильтры (обязательно полностью просушенные);
  • закрыть лицевую панель;
  • подключить к сети электропитания, запустить систему.

Антибактериальные средства эффективно справляются с загрязнениями легкой, средней степени. Если испаритель загрязнен очень сильно, эти средства помогут слабо. Тем более, что объем рассчитан на применение 1-2 раза. Такое запущенное состояние исправить лучше всего смогут специалисты. Дальнейшее обслуживание можно производить самостоятельно при условии, что оно будет проводиться своевременно.

Кроме магазинных средств можно делать очистку испарителя кондиционера хлоргексидином. Это антисептический раствор, который используют в медицине. Он хорошо справляется с дезинфекцией, угнетает дальнейшее размножение бактерий, грибков, других микроорганизмов. Стоимость намного ниже, чем специальных антибактериальных средств.

Испарительный теплообменник предназначен для охлаждения воздуха, который прогоняется вентилятором сквозь него. При этом комнатный воздухопоток отдает тепло фреоновому газу через теплообменную поверхность.

Важно следить за правильным функционированием данного механизма, ведь именно от него зависит охлаждающее свойство кондиционера.

Своевременная чистка, периодическое профилактическое обслуживание позволят продлить срок службы не только испарителя, но и всей охлаждающей системы в целом.

Источник: https://foundmaster.ru/climatic/rol-isparitelya-v-ohlazhdayushhej-sisteme-konditsionera.html

Что такое испаритель кондиционера: принцип действия, устройство, очистка и неисправности

Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Испаритель способствует хладагенту в заборе тепла из воздуха в процессе его испарения внутри контура. В моноблоке он размещается рядом с конденсатором, а в сплит-системе во внутреннем блоке.

Разновидности теплообменников и их устройство

Испарительные теплообменники делятся на 2 типа.

Первый тип: пластинчатые. Между смежных пластин расположены каналы для циркуляции воздуха, попадающего с улицы, и хладагента.

Подтипы пластинчатых теплообменников:

  • многоконтурный – имеет на одной стороне пластины два отдельных контура;
  • одноходовой -движение охлаждающей среды только вниз, а испаряющегося фреона – вверх;
  • многоходовой – направление движения может меняться несколько раз

Второй тип: кожухотрубчатые теплообменники. Установленные в кожухе металлические трубы размещены в виде спиральной ленты или пучков, закрепленных внутри патрубков, камеры, крышек, кожуха. Чаще всего в качестве материала используется медь.

Кожухотрубчатые теплообменники разделяются на несколько типов:

По хладагентуАммиачныеФреоновые
По расположению трубВертикальныеГоризонтальные
По структуре трубРебристыеГладкие
По количеству рядов трубОднорядныеДвухрядныеПучковые

Неисправности испарителя

Самая частая проблема – прекращение охлаждения воздуха. В большинстве случаев это случается из-за накопления пыли и грязи, так как они мешают воздуху поступать к теплообменной поверхности.

Загрязнение опасно и для других частей охлаждающей системы – при длительной работе в несоответствующих условиях зачастую перегорает компрессор.

Испаритель кондиционера может покрыться слоем льда, а затем тающая вода, переполнив дренажную ёмкость, польётся в комнату. Такая ситуация происходит из-за разгерметизации контура и утечки фреона. При такой серьёзной поломке рекомендуется обращаться в сервисный центр.

Кондиционер и испаритель в частности могут работать некорректно из-за неправильного монтажа системы. Поэтому, если нет личного опыта по ремонту и установке кондиционеров, не стоит самостоятельно браться за дело. Нужно доверить работу профессионалам.

Вентилятор, который начинает выходить из строя и работает слишком слабо, также влияет на работоспособность всей теплообменной системы.

Очистка оборудования

Внутренний блок сплит системы

Чистка кондиционера проводится минимум 2 раза в год – весной и осенью. Шерсть животных и слишком грязный или влажный воздух, способствующий появлению грибков и плесени, быстрее приводят устройство в критическое состояние. При наличии этих факторов чистка проводится хотя бы 1 раз в 3 месяца.

Сигналы о сильном засорении:

  • охлаждающие свойства ухудшились;
  • мощность кондиционера снизилась, а энергопотребление увеличилось;
  • при включении устройства появляется неприятный запах.

Для процедуры очистки можно вызвать профессионала либо взяться за дело самостоятельно – процесс не слишком сложный.

Цены на обслуживание

Сервис по ремонту и обслуживанию кондиционеров берёт немалые деньги за свою работу. Для ориентации в этом вопросе проанализированы средние цены в Москве на несколько услуг:

Вид услугиМинимальная цена (в рублях)
Очистка дренажной системы500
Сухая очистка конденсатора внешнего блока1300
Очистка лопастей вентилятора внутреннего блока1400
Чистка испарителя внутреннего блока антибактериальным составом1500
Очистка конденсатора внешнего блока с помощью моечной машины3000

Испаритель является важной деталью в работе кондиционера, поэтому своевременное обслуживание позволит ему долгие годы функционировать без поломок.

Источник: https://StrojDvor.ru/kondicionirovanie/ustrojstvo/gde-naxoditsya-isparitel-kondicionera-i-zachem-on-nuzhen/

Испаритель кондиционера: назначение, устройство и характерные неисправности (видео)

Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Без кондиционера сложно представить себе современный автомобиль. Системы регулирования температуры и влажности воздуха в автомобильном салоне появились достаточно давно, однако за последние пятнадцать-двадцать лет они сильно ушли вперед. Так, например, сегодня транспорт все чаще оснащают двухзонным климат-контролем.

Однако как бы подобные системы не менялись с течением времени, они всегда включают в себя несколько ключевых элементов. Одним из них является испаритель. В материале Avto.

pro мы попытаемся разобраться с тем, как работает система кондиционирования, какое место в ней занимает испаритель, какие неисправности являются для него наиболее характерными, а также ответим на важный вопрос: испаритель какой фирмы стоит брать в качестве замены изношенного оригинала.

Как работает кондиционер в автомобиле

По факту, автомобильный кондиционер является чем-то вроде доработанного холодильника. Разница лишь в том, что холодильник выдувает холодный воздух внутрь себя и эффективно аккумулирует тепло, выбрасывая теплоту наружу. Кондиционер автомобиля делает практически тоже самое, однако охлажденный воздух он направляет в салон транспортного средства. К основным узлам кондиционера относят:

  • Компрессор;
  • Конденсатор;
  • Испаритель;
  • Специальный терморегулирующий вентиль;
  • Вентиляторы.

Однако это лишь основные компоненты системы – в действительности деталей в кондиционере намного больше. Сейчас попробуем разобраться.

Вот что происходит при включении кондиционера: после нажатия на соответствующую кнопку в работу включается электромагнитная муфта; прижимной диск примагничивается к шкиву; шкив начинает вращаться; в работу включается компрессор; компрессор сжимает газообразный фреон и направляет его в специальный радиатор; фреон, охладившись в радиаторе, продолжает движение по системе; попадает в ресивер-осушитель; проходит через терморегулирующий вентиль; попадает в испаритель; вентилятор сдувает холод от испарителя в салон. Такая система кажется несколько мудреной если не понимать, для чего здесь вообще нужен хладагент.

Подробнее о назначении испарителей

Испаритель является не чем иным, как радиатором, который охлаждает воздух.

В точки зрения инженера это выглядит так: фреон в полужидком-полугазообразном состоянии переходит в газообразную форму за счет теплообмена, в котором источником теплоты выступает окружающая среда.

В точки зрения рядового автолюбителя и любого другого человека, пользующегося кондиционером, это выглядит так: испаритель «забирает» теплоту из окружающего воздуха, тем самым охлаждая его. На эффективность его работы влияет следующее:

  • Эффективность работы компрессора;
  • Проходимость каналов;
  • Наличие систем реализации принудительной конвекции (вентиляторов);
  • Температура внешней и внутренней среды;
  • Теплопроводность стенок испарителя.

Если система кондиционирования воздуха полностью исправна, испаритель может охладить воздух в автомобильном салоне до 8°С.

Далее при рассмотрении неисправностей испарителей мы обсудим проблему их загрязнения, а пока выдвинем один тезис: чем чище поверхность испарителя, тем эффективнее теплообмен, а значит, лучше охлаждение воздуха.

В идеале фреон и атмосферный воздух должны разделяться всего одним слоем: металлической стенкой испарителя.

Неисправности испарителя кондиционера

Распознать неисправности испарителя зачастую не так уж сложно. Автолюбителям стоит обращать внимание на несколько вещей. Во-первых, на появившийся запах сырости в салоне. Во-вторых, на запотевание стекол внутри салона и на общее повышение влажности воздуха.

В-третьих, на то, что что кондиционер перестал охлаждать воздух до низких температур – при максимальной нагрузке он может охладить салонный воздух до 8-12°С. В случае последнего автолюбитель может и не узнать, что испаритель работает ненормально, т.к. кондиционер обычно не включают в режим максимального охлаждения.

Причин, по которым испаритель может выйти из строя, много:

  • Коррозия;
  • Переизбыток или, напротив, недостаток хладагента в системе;
  • Разгерметизация системы и попадание в нее масла, воды или иных инородных жидкостей и тел;
  • Механические повреждение трубопроводов;
  • Загрязнение ламелей;
  • Непроходимость дренажного канала;
  • Повреждение самого испарителя.

Практика успела показать, что испаритель перестает нормально справляться со своими задачами при сильном загрязнении поверхности. Этот вопрос мы еще рассмотрим. Но как быть, если испаритель чист? Здесь есть один верный вариант: обратиться за диагностикой на СТО.

Специалисты убедятся в том, что система герметична и работает на охлаждение воздуха до нормальной температуры. Кроме того, они проведут тщательный визуальный осмотр, а также проверят, не засорен ли контур системы кондиционирования воздуха.

В случае сильном загрязненности внутренних узлов и трубопроводов система будет очищена и в нее зальют новый хладагент.

Очистка испарителя

Правильно выполненная процедура очистки вполне может решить ряд проблем, связанных с системой кондиционирования воздуха. Во-первых, это поможет убрать неприятный запах в салоне.

Во-вторых, обезопасит водителя и его пассажиров от проблем со здоровьем, которые могут возникнуть вследствие попадания в дыхательные пути инородных частиц и вредных микроорганизмов.

В-третьих, чистка предупреждает быстрый износ испарителя и улучшает эффективность его работы.

К проведению очистных работ нужно хорошо подготовиться. Окна автомобиля должны быть опущены, вентиляция включена, а сам испаритель должен быть сухим. Также автолюбителю понадобится специальная химия, инструменты и средства индивидуальной защиты – очки, перчатки, опционально даже респиратор. Методов чистки довольно много. Обычно их делят на две категории:

  • Химический с использованием специальных средств дезинфекции и очистки;
  • Механический, предусматривающий откачку фреона и демонтаж некоторых элементов системы кондиционирования.

Мы советуем начинать именно с химической чистки. Для нее вам понадобятся антибактериальные и антигрибковые средства, а также пенные очистители и шланг. Существует и альтернативная химия для очистных работ.

Чаще всего автолюбители берут одно или несколько средств из такого перечня: пена для чистки кондиционеров, Liqui Moly Klima-Anlagen-Reiniger, Лизоформин 3000, CRC Airco Cleaner, Хлогенсидин, Хлорамин Б.

Также используют мыльный раствор, хотя специализированная химия подходит лучше. Вот один из вариантов чистки испарителя:

  • Снять фильтр салона (при необходимости его нужно заменить);
  • Подсоединив трубку к баллончику с пенным составом, заполнить пеной воздуховоды испарителя;
  • Продуть дренажное отверстие;
  • Выждать некоторое время (указано в инструкции);
  • Включить кондиционер и дать ему поработать в районе 10 минут в каждом из режимов;
  • Проветрить салон автомобиля.

Предварительно испаритель и смежные с ним элементы можно очистить при помощи пылесоса с узкой насадкой, после чего обработать антибактериальным средством.

Стоит отметить, что на очистных средствах не стоит экономить – обрабатывайте ими испаритель до тех пор, пока с него не начнет капать.

Остатки средств можно снять с поверхности испарителя, но предельно аккуратно – ламели довольно хрупкие и легко деформируются.

Если обычная химическая чистка вам не помогла, то имеет смысл приступить к механической чистке. Сразу отметим, что при механической чистке довольно легко деформировать испаритель. По этой причине такой вариант чистки лучше доверять мастеру, но если автолюбитель решил сделать все самостоятельно, то ему нужно следовать такому алгоритму:

  • Снять приборную панель и получить доступ к печке;
  • Откачать фреон;
  • Отсоединить патрубки и датчики, отсоединить крепежи, после чего извлечь теплообменник;
  • Сбрызнуть его мыльным раствором, немного подождать, после чего провести очистку;
  • Сбрызнуть испаритель водой;
  • Продуть испаритель и, опционально, повторить очистку мыльным раствором;
  • Просушить теплообменник и установить на место.

Механическая чистка дает лучший результат, нежели химическая. За счет возможности обработать спецсредствами или мыльной водой практически всю площадь теплообменника выше шанс того, что неприятные запахи в салоне пропадут.

Такой вариант гарантируют полную дезинфекцию. Для борьба с грибком можно использовать специальную химию от известных производителей, как-то Liqui Moly.

Не забывайте, что в процессе механической чистки имеет смысл заменить не только хладагент, но и уплотнительные шайбы и патрубки.

Выбор нового испарителя кондиционера

Подобрать новый испаритель не так уж сложно.

Во многом благодаря независимым интернет-магазинам у автолюбителей появилась возможность вести поиск нужных запчастей в сети, не выходя из дома и даже не сверяясь с оригинальными каталогами – магазины используют продвинутые кросс-базы и гарантируют, что запчасть подойдет к вашему авто. Но это касается только крупных интернет-магазинов с хорошей репутацией. Вести поиск можно по:

  • Параметрам транспорта;
  • VIN-коду;
  • Коду имеющегося испарителя.

Мы рекомендуем искать испаритель по параметрам автомобиля, так как в большинстве случаев у автолюбителей нет кода искомой запчасти, а поиск по VIN-коду поддерживает все меньшее число интернет-магазинов.

Поиск по параметрам авто дает надежный результат, если автолюбитель не ошибся при указании этих параметров и, на всякий случай, проверил коды найденных запчастей в других магазинах или даже тематических порталах.

Но как быть, если автолюбитель ищет неоригинальный испаритель? Ему нужно не только уточнить совместимость запчасти со своим авто, но и разбираться в фирмах-производителях. Практика успела показать, что наиболее качественные неоригинальные испарителимогут быть найдены под именами таких брендов:

  • Nissens (Дания);
  • Behr-Hella (Германия);
  • Denso (Япония);
  • Valeo (Франция);
  • AVA (Нидерланды).

Продукция вышеуказанных фирм практически не уступает в качестве исполнения оригиналам, однако выгодно отличается от них более демократичный ценой.

Впрочем, отметим, что даже такие неоригинальные нельзя назвать дешевыми – средний ценник стартует с 80$ и иногда достигает 200$ (зависит от модели). Также автолюбители могут обратить внимание на испарители Cargo (Дания) и Polcar (Польша).

По своему эксплуатационному ресурсу они проигрывают аналогам от производителей из списка выше, но это все равно достойная замену дорогому оригиналу.

Вывод

Испаритель – важный элемент системы кондиционирования воздуха автомобиля. Вопреки популярному мнению, испаритель нуждается в обслуживании. Его желательно чистить раз в год, а в отдельных случаях и чаще – если водитель часто включает кондиционер.

Испарители служат довольно долго, однако и они периодически выходят из строя. Новая запчасть от известных производителей стоит немало, однако ее цена полностью оправдана.

Покупая пусть и недешевый, но качественный аналог, автолюбитель избавит себя от проблем с автомобильным кондиционером на долгое время.

С полной версией статьи можете ознакомиться здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf/5d6f853ce6e8ef00ad9fb737

ВашМедик
Добавить комментарий