Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?

Алкоголь в Исламе

Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?

Одним из самых распространенных вопросов, связанных с законами Шариата и образом жизни мусульман, является вопрос о том, можно ли мусульманам пить алкоголь.

Алкоголем (alcohol) называют летучую бесцветную жидкость, которая получается в результате ферментации сахаров. На некоторые формы жизни алкоголь оказывает интоксицирующее действие. Напитки, содержащие этиловый спирт, называют алкогольными напитками. От них развивается наркотическая зависимость, которую называют алкоголизмом.

Алкоголь в истории

С давних времен алкоголь называют «похитителем рассудка». О нем впервые упоминают еще в четвертом веке нашей эры: о нем пишет китайский алхимик Гэ Хун, который в процессе обсуждения рецептов производства киновари сравнивает их с вином, которое перебродило девять раз.

Предположительно виноделие могло возникнуть еще до того, как началось культурное земледелие. Еще путешественник Миклухо-Маклай упоминал о папуасах Новой Гвинеи, которые не умели добывать огонь, но приемы изготовления алкогольных напитков уже знали.

Получать чистый спирт, который тогда называли «одурманивающим», начали в шестом-седьмом веках, а о выпуске первой бутылки водки стало известно в 860 году. Когда была налажена перегонка вина, с помощью которой получали спирт, резко усугубилось пьянство.

По всему миру алкогольные напитки начали распространяться очень быстро за счет того, что промышленное производство алкоголя постоянно росло, и его производили из дешевого сырья, такого, как отходы сахарного производства или картофель.

Тема алкоголя стала предметом обсуждения и вдохновения для деятелей искусства – писателей, художников и поэтов. Тема алкоголя отражена в работах художников Голландии, Германии, Испании и Италии. Многие из передовых людей своего времени понимали, насколько велика и зла сила алкоголизма. Мартин Лютер писал: «наш немецкий дьявол – добрая бочка вина».

В России пьянство получило широкое распространение из-за той политики, которую вели господствующие классы. Массово в Россию начали завозить вино и водку в шестнадцатом веке из-за границы. Были учреждены даже «царевы кабаки» во время правления Ивана IV и Бориса Годунова.

Эти заведения приносили очень большой доход в государственную казну. Но даже и в то время были попытки ограничить употребление спиртных напитков, и даже был выпущен приказ, которые предписывал «продавать водку по одной чарке человеку».

Но уже в 1894 продажа алкогольных напитков стала монополией царской семьи.

Монополия на алкоголь у государства существовала во времена Советского союза, и тогда до 30% бюджета составляли поступления от алкоголя.

Известно, что арабы до принятия ислама употребляли алкоголь, и употребляли его достаточно активно, и у них частенько образовывались попойки, о чем есть немало указаний в арабском языке, который предлагает более ста названий для вина, а в арабской поэзии воздается хвала и вину, и кубкам, и самим застольям.

Как запрещался алкоголь в исламе

Аяты о запрете спиртного в исламе, для искоренения пьянства среди мусульман Создатель ниспослал верующим поэтапно. Употребление спиртного среди арабов было делом восхваляемым и популярным, поэтому поэтапный запрет стал милостью от Аллаха и в этом была божественная мудрость, мусульмане, у которых была зависимость от алкоголя постепенно отказались от этого греха полностью и безвозвратно.

Первый этап

На первом этапе были ниспосланы аяты о том, что вреда в употреблении вина больше, чем пользы. После того, как этот аят был ниспослан, мусульмане в большей своей части от употребления спиртного отказались, но определенная часть из мусульман все-таки продолжили употреблять вино, услышав из слов Аллаха только слова о пользе вина.

 Полностью запрет на алкоголь был введен в Коране в суре «Аль-Маида». В суре названы «скверными деяниями», внушаемыми шайтаном, опьяняющий напиток, азартные игры или майсир, гадания и жертвоприношения.

В суре сообщается, что шайтан с помощью этих вещей и действий стремится посеять вражду между верующими, поселить ненависть между ними, а также отвратить от намаза и поминания Аллаха.

Второй этап

Следующим этапом был запрет в исламе на все опьяняющие средства, и он был введен после того, как для всех мусульман стало неприемлемым начинать намаз, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ведь намаз, молитва – это единственная возможность и привилегия для мусульманина, которая позволяет ему обратиться ко всевышнему Аллаху, сконцентрировав свои мысли, духовные силы и намерения, поскольку молитва должна произноситься с почтением и глубоким благоговением.

После того, как состоялся праздник, устроенный одним из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, Абдуррахманом ибн Ауфом, и на этом празднике стояло вино среди других угощений, был ниспослан еще один аят.

Произошло это после того, как ко времени вечернего намаза имамом назначили одного из тех, кто участвовал в трапезе и он потому прочел суру «Кафирун» «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Мы поклоняемся тому, чему поклоняетесь вы».

Это был вопиющий случай, после которого был ниспослан аят, в котором говорилось: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (Сура 4. Женщины, 43-й аят).

Окончательный запрет

Последний запрет на спиртное был введен после того, как состоялся пир, в котором принимали участие мединцы и мекканцы, и на этом пиру подавали спиртное. Хмельные участники пира сначала хвалились друг перед другом, затем пиршество переросло в драку.

Протрезвев и увидев последствия своих действий, мусульмане устыдились своего пьяного поведения и почувствовали себя грешными и почувствовали свою вину.

После этого события верующим была ниспослана сура, в которой вводился запрет не только на спиртное, но и на азартные игры.

В суре сказано: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (сура Аль-Маида (Трапеза), 90-й аят).

Пророк Мухаммад ﷺ потребовал после ниспослания суры, чтобы жители Медины вынесли все то вино, которое хранилось у них в домах и вылить на улицу.

Постепенно трезвенниками стало все население города, и это было самой успешной антиалкогольной кампанией, когда-либо предпринимавшейся в мире. И до сего дня все мусульмане мира – это общество, которое наименее всего подвержено проблеме алкоголизма. Через все века существования ислама мусульмане сумели пронести свое негативное отношение к алкоголю.

Существует история, в которой рассказывается, что сподвижники Мухаммада ﷺ сказали, когда он закончил говорить аяты о запрете употребления вина: «О Господи, мы прекратили!». Некоторые из них в момент, когда Мухаммад ﷺ говорил, сидели и пили вино, но когда он закончил свою речь, они прекратили пить, вылили его на землю, а потом разбили кувшины с остатками вина.

Хадисы о запрете

Мухаммад ﷺ обращал внимание не на то, из чего сделан алкогольный напиток, а на то, какими опьяняющими свойствами он обладает.

Однажды Пророку Всевышнего ﷺ был задан вопрос о тех напитках, которые производят из меда, ячменя или пшеницы, которые в результате брожения превращаются в алкогольный напиток.

На этот вопрос Пророк Мухаммад ﷺ ответил так: «Все опьяняющее – хамр, а всякий хамр запретен».

Хамр, то есть алкоголь, является запретным, и это не зависит от того, из чего он сделан и как называется, водка ли это, вино, ликер или пиво.

Не только на алкоголь в исламе был введен запрет, но и на его торговлю, и на его производство, и этот запрет касается не только мусульман, но и немусульман.

Всевышний Аллах проклял людей десяти категорий, как сообщается об этом в хадисе, которые имеют какое-то отношение к алкоголю:

  1. производителей вина,
  2. заказчиков,
  3. тех, кто пьет алкоголь,
  4. кто таскает его,
  5. кому приносят алкоголь,
  6. кто его разливает,
  7. кто алкоголь продает,
  8. тех, кто получает с этого прибыль,
  9. тех, кто вино покупает,
  10. и кому его покупают.

Дарить – харам

Существует в исламе и запрет и на то, чтобы мусульманин дарил алкоголь, также запрещено получать алкоголь в подарок.

Описывается случай, когда в подарок Пророку Мухаммаду ﷺ принесли бочонок вина. Человеку, который принес вино в подарок, Мухаммад ﷺ сказал, что оно запрещено Аллахом. Человек спросил, можно ли продать вино.

Пророк ﷺ ответил, что Аллах запретил и продавать вино. Человек спросил о том, можно ли продать иудею это вино. Пророк ﷺ ответил, что и иудею запрещено продавать вино. Тогда человек спросил, что ему делать с этим вином.

И тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал вылить его на землю.

Использовать в качестве лекарства

Также в религии Ислам запрещено использовать алкоголь  в качестве лекарства, как запрещено и использовать лекарство, которое сделано с применением алкоголя. Описывается случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ один человек сказал, что вино он применяет как лекарство, на что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Это не лекарство, а болезнь».

Исключения

В Исламе предусматриваются случаи, когда употребление алкоголя можно разрешить и это может быть прощено Аллахом: «Если же кто-либо будет вынужден употребить (алкоголь) без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим (предписания), то воистину, твой Господь – Прощающий, Милосердный!».

Ислам и современное отношение к алкоголю

Запрет в исламе на алкоголь может показаться некоторым пережитком прошлого, и потребление современных алкогольных напитков отличается от того, что было в доисламские времена. Некоторые считают, что запрет на потребление алкоголя в исламе можно назвать насилием над человеком.

Другие считают, что существующий в исламе запрет на употребление алкоголя может стать хорошим решением существующей проблемы алкоголизма, и сторонники этого мнения выступают с требованием к остальным странам последовать примеру мусульманских стран и ввести немедленно «сухой закон».

Но сторонники всех этих мнений едины в одном качестве: они совершенно не понимают истинных причин того, почему алкоголь в исламе под запретом.

Одно из объяснений того, почему мусульмане не пьют алкоголь, таково. Любой человек имеет обязанность по отношению ко Всевышнему охранять собственный интеллект, жизнь и здоровье.

В День Суда каждый человек будет нести ответственность за выполнение этой обязанности. Если что-то наносит вред здоровью, одурманивает разум и разрушает целостность организма и личности, то это является запретным.

Если кто-то не считает, что это запретно, то он выходит тем самым за рамки ислама.

Алкоголь наносит вред здоровью мусульманина, алкоголизм является тяжелым заболеванием, трудно поддающимся лечению. В конечной стадии алкоголизм приводит к смертельному исходу.

Алкоголизму сопутствуют многие проблемы и болезни, которые развиваются на его фоне – это и заболевания печени, и сердечные нарушения, и расстройства нервной системы, а также проблемы с желудком и легкими, нарушений функции почек.

Общественная жизнь человека, который пристрастился к спиртному, также полна проблем и несчастий: у него возникают проблемы с личной жизнью, он часто встает на путь преступлений и заканчивает свою жизнь в тюрьме.

Ученые неоднократно призывали внести алкоголь и табак в число тех наркотических веществ, которые наиболее опасны для жизни – эти наркотики социально приняты, но вред, который они наносят организму человека, даже больше, чем многие из тех наркотиков, которые официально запрещены.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что даже если человек может опьянеть только от очень большой дозы какого-то напитка, то и малую его дозу пить ему запрещено: путь к алкоголизму начинается с малых доз, а после это перерастает в привычку и зависимость.

Источник: https://medinaschool.org/library/creed/grehi/alkogol-v-islame

Можно ли мусульманам пить алкоголь: традиции, исторические факты, вероисповедание, правила и требования

Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?

Можно ли мусульманам пить алкоголь? Сейчас разберемся в этом вопросе детально, выясним все нюансы. Хорошо известно, что мусульмане не пьют алкоголь. Это запрещено.

Они не употребляют в пищу алкогольсодержащие продукты, не пользуются парфюмерией со спиртом и держатся подальше от всех видов опьяняющих веществ. Это воздержание – заповедь от Аллаха.

Но почему алкоголь харам (запрещен) в Исламе? Давайте разберемся.

Спиртные напитки в Исламе

Почему мусульмане не пьют алкоголь? Это запрещено текстами Корана (см. 5:90). Алкоголь является незаконным (харам) и считается нечистым (наджи). Потребление в любом количестве является запрещенным, даже если напиток не создает никаких опьяняющих эффектов.

Мусульманам не разрешается посещать молитвы, находясь в пьяном состоянии (Коран, 4:43). В более позднем стихе Пророка Мухаммада говорится, хоть алкоголь и имеет некоторые лечебные преимущества, негативные последствия его перевешивают хорошее (Коран, 2:219).

Наконец, интоксиканты и азартные игры назывались священным писанием «мерзостями рук сатаны».

Поэтому людей с самосознанием просили не отворачиваться от Аллаха и не забывать о молитве, а мусульманам было приказано воздержаться (Коран, 5:90-91).

Пророк Мухаммад также дал указание своим спутникам избегать любых опьяняющих веществ. По этой причине большинство мусульман отказываются от употребления алкоголя в любой форме.

Почему мусульманам нельзя пить алкоголь? Далее рассмотрим несколько основных причин:

  1. Алкоголь и молитва несовместимы.
  2. Молитва является фундаментальной частью мусульманского образа жизни, обязательным призывом к Богу пять раз в день. Алкоголь влияет на нее, по мнению исламских ученых.
  3. Каждый, кто пьет алкоголь, не может молиться в течение месяца, если только он не кается.

Алкоголь вызывает привыкание

Даже когда мусульмане использовали алкоголь в медицинских целях, Пророк Мухаммад сравнивал напиток с болезнью, заявив, что нет лекарств от того, что Бог запретил. Необходима сила воли для прекращения употребления алкоголя, который поглощает интеллект.

Потребление алкоголя затрудняет различие между правильным и неправильным. Мусульманская вера основана на интеллекте, рациональной мысли и здравом суждении. Все, что может поставить под угрозу это поведение, запрещено. Это еще одна причина, по которой мусульмане не пьют.

Неправильный пример

Если говорить о том, можно ли мусульманам алкоголь, то хотелось бы отметить, что употребление спиртного дает неправильный пример детям. А у тех, кто верит в Аллаха, семейные ценные превыше всего. Сидеть в ресторане, где подается алкоголь, – это не то же самое, что пить его.

Бары, где подается спиртное, могут привести к тому, что его будут употреблять в присутствии детей. А это может подтолкнуть их к пагубной привычке. Взрослые мусульмане являются образцами для подражания и дают понять, что не нужно пить для хорошего времяпровождения, работы или общения.

Любое опьяняющее вещество, будь то вино, пиво, джин, виски или наркотики, влияет на способности и поведение человека. Результат тот же, и Коран констатирует, что это опьянение, которое заставляет забыть о Боге и молитве – это плохо.

Алкоголь может привести к преступности

Хотя это противоречивое утверждение, но в Исламе алкоголь рассматривается в тесном отношении к созданию преступного поведения. Это не запрет лекарственного употребления алкоголя.

Коран объясняет: «(в спирте) есть великий грех и (некоторые) выгоды, но грех перевешивает его пользу» (2:219).

Современная фетва (исламское правление) классифицирует спиртное, не употребляемое в пищу, как разрешенное для внешнего использования (парфюмерия и дезодорирующие средства), пока оно не используется для опьянения.

Для мусульман, когда что-то делается харамом, это означает, что вещь вредна для здоровья. То есть мусульмане не должны поощрять других потреблять алкоголь, независимо от того, кто они.

Работа связанная с торговлей спиртным относится к категории харам. Пророк Мухаммад запретил людям совершать все действия, связанные с винодельческой промышленностью, включая изготовление, обслуживание, продажу или покупку.

Эта заключается в том, чтобы остановить распространение вреда, вызванного спиртным.

Действительно ли не пьют?

Разбираясь в том, пьют ли мусульмане алкоголь на самом деле, отметим, что многое зависит от образа жизни. Для некоторых пить спиртное во время приема пищи и общения – это норма. Обычно такому мусульмане просто не предаются.

Это общее предположение, что граждане мусульманских стран не могут пить спиртное. Не то, чтобы все верующие Ислама шли по жизни трезвыми, но все же считается, что алкоголь – это грех. Мусульманам действительно разрешено пить.

Вино даже прославляется в их священной книге Коран.

Что говорится в Коране?

Многие задаются вопросом: «Можно ли мусульманам спиртные напитки?» Употребление алкоголя не запрещено Кораном, как утверждают многие. Есть три отрывка, которые указывают на это. Однако ни в одном случае его не называют харамом, или запрещенным Богом, например, как свиное мясо.

Вот три отрывка: Коран 2:219 «Они спрашивают вас об алкогольных напитках и азартных играх. Скажите: в них есть вред и отрава для мужчин. Но их вред приносит свои хорошие последствия ». Коран 4:43 «Не подходи к молитвам, пока вы пьяны».

Коран 5:90 «О те, которые уверовали! Интоксикация и азартные игры, (посвящение) камнями и (предсказание) стрелами – мерзость рук сатаны: так избегайте этого, чтобы вы могли процветать». Да, алкоголь здесь не поощряют.

Хотя говорят, что есть хорошие стороны, акцент делается на плохих последствиях. Тем не менее это больше похоже на совет прекратить пить.

Виноделие

Давайте разберемся, можно ли пить мусульманам алкоголь? Отрывок из Корана, в котором говорится об алкоголе: Коран 16:67 «И из плодов финиковых пальм и винограда вы получаете алкогольные напитки и товары.

Воистину, это знак для людей, которые используют свое понимание». В этом стихе, без сомнения, сказано, что Бог даровал виноград людям, чтобы они могли делать алкогольные напитки.

Правильно, здесь поощряется виноделие.

Хотя умеренность алкоголя поощряется в Исламе, это абсолютно не запрещено. Коран нигде не говорит о том, что это харам или грешник. Сам пророк Мухаммад, являющийся примером для самих мусульман, пил вино, как его спутники и Иисус, которые в Исламе также считаются пророками.

Ценности выше спиртных напитков

Разбираясь в том, можно ли мусульманам пить алкоголь, скажем, что ценности в Исламе преподносят ненужными спиртные напитки. Мусульманам прививали семейные ценности и безопасный образ жизни. Таким образом, с Исламом больше не нужно пить, чтобы избавиться от несчастья и стресса, соскользнув в мир фантазий.

Задумываясь о том, пьют ли мусульмане алкоголь, стоит сказать о том, что страх перед Аллахом помогает мусульманам держаться подальше не только спиртного, но и всех других зол, запрещенных Кораном, таких как прелюбодеяние, злоупотребление женами и детьми, азартные игры. Попытки отменить алкоголь в Америке (в период запрета) и наркотики («Война с наркотиками») не увенчались успехом.

Поскольку факторы, которые заставляют людей в США пить и употреблять наркотики, не были устранены.

Почему люди пьют?

Что заставляет людей пить? Множество факторов. Например, некоторые люди на работе тесно контактируют с алкоголем. Или они трудятся там, где спиртное находится в свободном доступе.

Кроме того, будучи в состоянии позволить себе тратить деньги на алкоголь и иметь свободное время, чтобы выпить его – это способ хорошо провести время или выглядеть сексуально. Но, к сожалению, это мнение ошибочное.

И не многие его понимают.

Наконец, пример других пьющих, обычно друзей или семьи, может человека натолкнуть на мысли, что употреблять алкоголь – это нормально.

Алкоголики (люди, склонные к чрезмерному употреблению спиртного), как правило, хотят немедленного удовлетворения и пристрастились к этому мирскому удовольствию. Они не склонны заботиться о долгосрочных последствиях.

Сегодня в Соединенных Штатах большая часть экономики вращается вокруг алкогольной промышленности. Правительство, например, собирает весомую сумму денег из налогов на спиртное.

Считаете ли вы, что сегодня правительство США может серьезно относиться к желанию избавиться от алкоголя? Компании, производящие спиртные напитки, продолжают тратить большие деньги на рекламные ролики. А затем жертвуют часть своей прибыли, чтобы «помочь» некоторым людям, чья жизнь была разрушена за счет потребления их продукта.

Но все-таки, можно ли мусульманам пить алкоголь? Практикующий мусульманин не коснется спиртного из страха перед Аллахом. Те, кто обычно чувствуют большую вину, нарушают судебный запрет Корана. Многие пьющие прекращают эту пагубную привычку во время Рамадана.

Иногда чрезмерные пьяницы оказываются настолько измененными в результате хаджа (паломничества), что они никогда больше не пьют. В истинном исламском государстве человек вряд ли достигнет точки физической зависимости от алкоголя.

Друзья, семья и соседи не будут просто смотреть в сторону, пока человек разрушает себя и свою семью. Предполагается, что мусульмане очень вовлечены в исправление ошибок, которые они видят. Ислам – очень ориентированная на общины вера.

Человеку негде делать то, что он хочет, если это вредит другим. Причинив себе вред алкоголем, выпивающий вредит и близким людям.

Слишком большая вина за употребление алкоголя может заставить человека чувствовать себя очень плохо. Чтобы сбалансировать данное чувство, мусульманам нужно помнить о милости и прощении Аллаха.

“И те, кто, сделав что-то, чтобы стыдиться или обижать собственные души, искренне призывают Аллаха думать и просить прощения за свои грехи, а кто может прощать грехи, кроме Аллаха? — и никогда упрямый в сохраняющихся сознательно в (заблуждении), что они сделали”. (3:135).

Заключение

Свидетельства о запрете алкоголя в Исламе абсолютно подавляющие. В отличие от других вопросов, где есть споры среди ученых, проблема алкоголя имеет 100 % консенсус среди изучающих мусульманство, не оставляя никаких сомнений.

Большинство людей, проживающих в западных странах, в конечном счете столкнутся с теми, которые утверждают, что алкоголь не запрещен. Не сомневайтесь, что мусульманин никогда не должен употреблять алкоголь. Потому что спиртное для них под запретом.

Если столкнетесь с мусульманином, который потребляет алкоголь, либо по незнанию, либо преднамеренно он обманывает стихи из Корана.

Источник: https://FB.ru/article/383875/mojno-li-musulmanam-pit-alkogol-traditsii-istoricheskie-faktyi-veroispovedanie-pravila-i-trebovaniya

Почему в исламе запрещён алкоголь, а в христианстве разрешён

Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?

Христианство отрицательно относится к пьянству. Но и не только христианство – в Ветхом Завете в книге пророка Исайи говорится, что каждый, кто с утра ищет сикеры – то есть алкогольного напитка, или до вечера горячит себя вином, познает горе.

С этим высказыванием согласен и Новый Завет: в посланиях ап. Павла к жителям Эфеса есть предупреждение о том, что вино есть блуд, а христианину следует не упиваться им, но радеть о наполнении «души своей Духом». В первом послании того же апостола к жителям Коринфа (1Кор.

6:9) прямо указывается, что «…пьяницы… царства Божьего не наследуют…».

Пить нельзя?

Не рекомендуют пить вино и Святые отцы православной церкви. Например Святой Феодор из Студитского монастыря, живший в VII—VIII веках, в своих «Творениях» указывал, что тот, кто воздерживается от пития вина, носит в себе Духа Святого, а тот кто пьет одну лишь воду, «облекается в одежды умиления».

Канонизированный православной церковью Святой Василий Великий в IV веке считал, что алкогольные напитки сами себя ведут к большему, не утоляя жажды, но делая человека ненасытным и возбуждая его к еще большему питию.

Бывали, правда, редко, и прямые запреты. Например, русский святой XVIII века Тихон Задонский однажды запретил пить вино семинаристам Воронежской семинарии.

Будучи епископом местной епархии он издал указ, которым запретил распивать семинаристам «горячительное вино и прочее хмельное питие», поскольку от всего это бывает «пиянственная страсть».

А уличенные в питии будущие священники, даже в том случае, если они пили не до пьяна, подвергались штрафу.

Св. Феофан Затворник призывал воздерживаться от греха пьянства в том случае, если ему подвержены не вы, а человек, находящийся рядом с вами. Он призывал воздерживать от пьянства ради спасения собрата.

https://www.youtube.com/watch?v=8eu1j8x6xFo

Архиепископ Вологодский Никон в 1906 году писал, что трезвость – добродетель и украшение пророков. И призывая к ней, он указывал, что святые вина не пили. НапримерЮ, не употреблял его Предтеча Господень – Иоанн. Явившийся к его будущему отцу Симеону архангел, сказал, предвозвещенная рождение сына, что величие того будет заключаться в добродетели воздержания и потому исполнится Духом Святым.

Архиепископ при этом указывал, что добродетель воздержания высока, а невоздержание – гнусно, так как открывает дверь, через которую в человека входят и другие пороки.

В православной церкви даже было движение трезвенников, которых называли абстинентами, и в 1912 году будущий новомученик Киевский митрополит Владимир Богоявленский делал доклад «Против ли нас, абстинентов, Библия», в котором назвал воздержание – единственным средством излечения русского народа от пьянства.

Пить можно?

Кажется, что осознавая вред, который несет алкоголь людям, церковь должна была запретить его употребление. Но обратите внимание, что все Святые отцы рекомендуют не пить вино, указывают на его вред, но при этом не запрещают его употреблять мирянам.

Значит пить можно?

Не все так просто. Во-первых, когда речь идет о разрешении в некоторых случаях употреблять алкоголь, речь идет именно о виноградном вине.

О других напитках, как о восходящих к язычеству, будь то пальмовое вино, пиво или самогон, речь не идет – все это «секира» и к ним лучше не притрагиваться.

Питие же вина имеет глубокие корни, и восходит к традиции обеззараживать им воду на Ближнем Востоке и употреблять его в качестве лекарства при кишечных инфекциях.

Даже известный строгостью ап. Павел советует другу Тимофею не пить одну воду, но добавлять к ней понемногу вино «ради желудка твоего и частых твоих недугов».

К слову сказать, вино у иудеев не было крепким. Самое крепкое вино готовилось из изюма и крепость его составляла 16—17 градусов.

Не против винопития был и Ветхий завет, в котором говорилось: « дайте…. вино, огорченному душой, он выпьет и… не вспомнит … о страдании». Во-вторых, вино в Ветхом Завете – это символ радости. В 103 псалме написано, что «вино веселит сердце человека».

Эту традицию перенимает Новый Завет, где вино – символ радости духовной, а виноградная лоза – символ Христа. В Евангелие от ап. Иоанна Спаситель говорит: «Азъ есмь лоза истинная и Отецъ мой делатель есть…».

Недаром первое чудо Христа – это претворение воды в вино на свадьбе в Кане.

У хозяина, кончается вино, чтобы не портить веселье, Спаситель претворяет воду в вино и гости изумляются и спрашивают хозяина – зачем тот давал им сначала вино похуже, а напоследок приберег лучшее?

Вином благословляются молодые во время таинства венчания: молодые выпивают по глотку освященного вина в знак благословения их союза Богом.

И наконец, на Тайной вечере Христос подает апостолам хлеб и чашу с вином, устанавливая в Своей церкви Таинство Евхаристии, и говорит им: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание», – написано в Первом послании к жителям Коринфа ап. Павла.

Причем, Спаситель уточняет, что если кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, «виновен будет против Тела и Крови Господней».

Это значит самое главное – запрет употреблять вино ведет к запрету принятия последователями Спасителя Его Даров – Тела и Крови Христовой, а значит, противоречит самому учению Спасителя, а потому в христианстве невозможен.

Поэтому употреблять вино христианам можно, но в весьма умеренных количествах. Св. Златоустый Иоанн указывал, что порочна именно неумеренность, а не само вино. «Вино – есть дар Бога, – говорил он, – а вот пьянство – изобретение сатаны».

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/123391-pochemu-v-islame-zapreshhyon-alkogol-a-v-kh.html

Почему мусульманам нельзя пить алкоголь. Шамиль Рифатович Аляутдинов, исламский богослов, рассуждает о важном

Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?

У многих людей слово «ислам» ассоциируется с запретом на алкоголь. Действительно, ислам, пожалуй, единственная из мировых религий, где активно провозглашается запрет на употребленияе алкоголя и других дурманящих веществ и продуктов.

Если верить древнерусским летописям, именно этот запрет не позволил князю Владимиру Святославовичу выбрать ислам в качестве религии для своего народа, ибо: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

На самом ли деле мусульманам строго запрещается употреблять спиртные напитки, или все-таки есть послабления? Ведь в бессмертной поэзии Омара Хайяма, например, немало восторженных строк о вине. А сегодня на улицах наших городов довольно часто можно увидеть эмигрантов из Центральной Азии с бутылкой крепкого пива.

Алкоголь в исламе

До принятия ислама жители Аравийского полуострова активно употребляли алкогольные напитки. Поскольку воды там было мало и она часто являлась непригодной для питья из-за различных примесей и солей, жажду люди утоляли в основном вином и финиковой настойкой.

Эти напитки имели слабую крепость, но в жарком климате они начинали бродить, что добавляло им градусов и привело со временем к массовой алкогольной зависимости. Хотя поначалу ислам не подразумевал отказа от спиртного, пророк Мухаммед, увидев разрушительные последствия пьянства, решил ввести сухой закон.

Были сформулированы пять основных причин, по которым запрещалось пить алкоголь.

  1. Нельзя совершать намаз в пьяном виде, а ведь верующие должны обращаться к Аллаху по пять раз в день.
  2. Боязнь привыкания. Мухаммед говорил, что не будет пользы от того, что запрещено. Ведь, выпив даже один глоток спиртного, человек может захотеть еще.
  3. Затуманивая разум, алкоголь не дает разглядеть различие между праведностью и грехом.
  4. Пить спиртное — это плохой пример для детей. Ведь старшее поколение должно служить образцом подражания для младшего.
  5. Алкоголь снижает самоконтроль, заставляет забыть о Коране и заповедях Аллаха, а для верующих это недопустимо.

В новообразованную исламскую общину преодоление пьянства пришло не сразу. Даже после принятия ислама, многие сподвижники пророка продолжали употреблять спиртные напитки и устраивать пиршества.

Поэтому неприятие пьянства вводилось постепенно. Сначала был ниспослан аят, в котором говорилось о грехе и «некоей пользе пьянства».

«Они тебя о винах и азартных играх вопрошают. Скажи: в них грех большой, но есть для вас и польза, хоть больше в них греха, чем пользы» (Коран, 2:219).

Затем аят, в котором верующих предостерегали от того, чтобы пьяными становиться на молитву.

«О те, которые уверовали. Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не будете понимать то, что произносите…» (Аят 4-й суры «Ан-Ниса»).

© DepositPhotos

И наконец было однозначно сказано, что алкоголь, наряду с азартными играми и гаданием, — деяние сатаны.

«О вы, кто верует. Всё, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи, и камни (жертвенников, алтарей и мест молений), и жребии на стрелах. Всё это мерзость, что измыслил сатана. Так воздержитесь же от этих искушений, чтобы иметь вам счастье и успех» (Коран 5:90).

Поверхностный анализ текстов этих аятов приводит к мысли, что речь в них не идет об абсолютном запрете алкоголя, но лишь о рекомендации «держаться подальше» для того, чтобы иметь успех в жизни и делах.

В то же время, если разумный мусульманин внимательно вчитается в текст, то поймет, что они говорят о достаточно жестком выборе — либо алкоголь, либо молитва и пребывание в ней с Аллахом Всевышним.

«Из пальмовых плодов и виноградных лоз вы пищу добрую находите себе и опьяняющий напиток — здесь истино знамение для тех, кто разумеет» (Коран 16:67).

© DepositPhotos

В истории этот аят толковался по-разному. Многие ортодоксальные богословы комментировали его в том смысле, что одни и те же дары природы могут быть как полезными человеку, так и причинять ему вред.

Часть суфиев и либеральные толкователи объясняли содержание этого аята как возможность определенного послабления в употреблении алкоголя для духовно продвинутых личностей и просто тех, у кого голова всегда на месте.

Для обозначения алкоголя, а в последнее время также наркотиков и других дурманящих средств, мусульманский шариат оперирует понятием «хамар», производное от арабского корня «хаммара», означающего нечто вроде «покрывать пеленой, туманить».

Между тем слово «хамар» обозначало и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно.

Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и полученный в 860 году выдающимся персидским врачом ар-Рази спирт, который был обозначен как «аль-кохль» (алкоголь), что в переводе с арабского означает «лекарство», или «целебное средство».

Новейшая история

В XIX веке, в эпоху модернизации и активных контактов с Западом, у алкогольных напитков появился новый смысл — они стали символом прогресса. Султаны пили шампанское (правда, поначалу только на приемах с участием европейских послов). Вслед за двором эта мода распространилась на все высшие классы османского общества.

Однако больше всего в Османской империи полюбили ракы — настоянный на анисе крепкий (40–50 градусов) виноградный напиток. Он был дешевле крепких напитков из Европы и не выглядел столь явным иностранным заимствованием, как пиво.

Его употребление также явно не противоречило запрету Корана: в отличие от вина, ракы получают не из виноградного сока, а из выжимки. Ракы предпочитал и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк.

Сегодня продажа спиртного полностью запрещена в Саудовской Аравии. В Пакистане и Иране его могут купить только немусульмане и только по предъявлению документа о вероисповедании.

В Саудовской Аравии ежегодно выносится около двух тысяч приговоров к смерти через обезглавливание, которые приводятся в исполнение публично. Большинство приговоренных составляют осужденные за прелюбодеяние или за троекратное нарушение запрета на употребление алкоголя согласно хадису Абу Дауда.

«И сказал Пророк: “Если они выпьют вина, побейте их кнутом. Если они еще раз выпьют, еще раз высеките их. А если и снова выпьют, убейте их”» (Абу Дауд 38:4467).

Свободнее любители алкоголя до недавнего времени чувствовали себя в Турции. В 1926 году мусульманам в этой стране было разрешено продавать и употреблять алкоголь. Тем не менее турки не стали сильно пьющей нацией: в 2010 году потребление спиртного на душу населения в стране было самым низким в Европе (полтора литра в год).

В 2012 году был принят закон о запрете продажи спиртного на розлив, а после этого парламент запретил продавать алкоголь в ночное время, а также на расстоянии ближе 100 метров от школ и мечетей. Но главным орудием правительства стали акцизы: из-за них стоимость ракы к 2010 году выросла в четыре раза, а пива — в восемь раз.

Иран в ХХ веке также шел по пути растущей популярности спиртного. После исламской революции 1979 года и последующего запрета на алкоголь иранцы вернулись к «тайнопитию»: ежегодно в стране нелегально продают 80 миллионов литров алкоголя.

Власти Ирана оценивают число имеющих проблемы с алкоголем в 200 тысяч человек. Министерство здравоохранения страны планирует открыть для страдающих алкоголизмом 150 лечебных центров. И это при том, что нарушение антиалкогольных норм в Иране может караться ударами плетью, тюрьмой и даже казнью.

Можно или нельзя?

Строгого единства по этому вопросу нет и у современных богословов. Так, известный шейх доктор Юсуф аль-Кардави на основе принципа «что грех в большом, то грех и в малом» вывел фетву о запретности безалкогольного пива, мотивируя это тем, что в минимальных количествах алкоголь в нём всё-таки есть. Но этот напиток свободно продается в ортодоксальных Саудовской Аравии и Иране.

В 2008 году исламский богослов Юсуф аль-Кардави выпустил фетву, в которой разрешалось употребление спиртного в ограниченном количестве.

Аль-Кардави мотивировал это тем, что содержание спирта в напитках менее 0,5 % вполне допустимо для правоверных, так как не ведет к опьянению, поэтому не может противоречить догмам ислама.

Правда, большинство коллег его так и не поддержало. Они соглашаются, что алкоголь может привести к совершению греха и является одним из инструментов влияния шайтана на человека.

Шамиль Рифатович Аляутдиинов, исламский богослов и проповедник, автор многочисленных книг по исламской тематике, считает, что спиртное ни при каких обстоятельствах не может быть дозволенным для мусульманина. Оно является ключом ко всем видам зла, разрушает мозг и личность человека, приводя в конце концов к ранней смерти.

Можно утверждать, что главным реальным историческим последствием введения в исламе запрета на спиртное cтало исключение его из сферы открытой публичности. Как бы то ни было, сегодня спиртное достаточно открыто употребляется в таких странах, как Турция, Сирия, Иордания, Ливан.

Правда, по-настоящему пьяных здесь практически не встретишь. Любители выпить делают это подальше от посторонних глаз и употребляют алкоголь в довольно умеренных количествах.

На протяжении почти всей истории запрет на алкоголь в исламе насаждался сверху — со стороны властей и богословов, а людьми воспринимался как неудобное правило, которое надо обойти с минимальными потерями для собственного кошелька, здоровья и совести.

Сейчас же, особенно в развитых странах, мусульмане нередко самостоятельно определяют свою религиозную идентичность и ищут ответы на вопросы о том, как должен жить правоверный. Полный отказ от спиртного означает здесь определенную ступень на пути индивидуального духовного роста, что является делом благим для любой религии.

Человечество обязано мусульманской культуре целым рядом гениальных изобретений. Мы собрали самые великие открытия и изобретения мусульман в огромный список и предлагаем тебе ознакомиться с ним.

Один из самых знаменитых врачевателей древности Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна, подарил миру более 450 трудов в 29 областях науки. Он излечил многих, будучи врачом самаркандских эмиров, и утверждал, что любую болезнь можно победить. Как это сделать, расскажет редакция «Так Просто!».

Источник: https://takprosto.cc/alkogol-v-islame/

Почему мусульманам на самом деле запрещено пить алкоголь

Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?

Ислам, зародившийся в начале VII века на западе Аравийского полуострова, собрал под своим крылом представителей различных местных племён, поклонявшихся своим языческим богам, дозволявшим им вести жизнь согласно их религиозным представлениям.

Ни в одном из этих верований людям не запрещалось употреблять алкогольные напитки, которые в условиях дефицита воды помогали арабам справляться с жаждой.

Финиковая настойка и слабоалкогольные вина хоть и не способствовали сильному опьянению человека, но их регулярное питье превращалось в злоупотребление.

Заветы пророка

Проповедуя на данной территории мусульманские ценности, пророк Мухаммед поначалу не обращал внимания на эту привычку своих последователей, но осознав её губительное влияние на поддержание общественной дисциплины, здоровье людей и их способность к воспроизведению крепкого потомства, задумался о введении запрета на употребление спиртных напитков. Поторопиться с решением этого вопроса заставили несколько инцидентов, случившиеся с его ближайшими последователями, которые из-за опьянения устраивали драки на торжествах и позволяли себе ошибки при чтении молитвы. Дабы не вызвать всеобщего негодования Мухаммед начал с постепенного ущемления прав любителей алкоголя, до которых на первоначальном этапе стали доносить мысли не только о пользе, но и о вреде употребления спиртного в больших количествах. Толкователи ислама заявляют, что осторожность со стороны посланника Аллаха была вызвана нежеланием в одночасье разрушать экономическую деятельность арабов из Хиджаза, которые успешно торговали ввозимым из Сирии алкоголем. Именно поэтому первый намёк на тлетворное влияние алкоголя на человека звучал так: «Они спрашивают тебя о вине и майсире [жертвоприношения]. Отвечай: „И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы“ (сура „Бакара“, 2 / 219). Несколько позже появился аят, запрещавший совершать намаз в нетрезвом состоянии: „О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите…“ (сура „Ниса“, 4/43). Окончательно негативное отношение исламской религии к алкоголю было закреплено в суре Священного Корана „Маида“ (5 / 90), гласившей: »… Опьяняющий напиток, майсир … — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете». А в следующем айяте той же суры закреплён категорический запрет правоверным мусульманам употреблять спиртные напитки: «Воистину, шайтан при помощи вина… хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы?».

Так в исламской традиции возникли понятия «хамр» — означающее алкогольное вещество, и «хамар» — грех употребления спиртных напитков, лишающий человека разума.

Трактуя слова посланника Аллаха о том, что «все опьяняющее — хамр, а всякий хамр запретен», исламские богословы сходятся во мнении, что этот хадис возводит в ранг запретного плода не только вино и брагу, но и любые дурманящие сознание субстанции от наркотиков до бытовой химии — клея, бензина, ацетона.

Богослов Абу Дауд в своём сборнике хадисов передаёт слова Посланника Аллаха относительно употребления алкоголя в лечебных целях: «Воистину, хамр не несёт исцеление, он несёт болезнь», добавив при этом, что «Аллах ниспослал болезни и лекарства, создав для каждой болезни своё лекарство, и лечитесь им. И не лечитесь запретным».

Пять причин

Компилируя разнообразные источники, можно назвать пять очевидных резонов, послуживших поводом для отказа огромной исламской цивилизации от алкоголя. Первостепенная причина заключается в необходимости честно, без осквернения исполнять 5 раз в день священный ритуал намаза, который запрещено совершать, находясь под воздействием спиртного.

Даже если мусульманин, решив схитрить, выпьет алкогольный напиток утром, его организм всё равно не успеет до следующей молитвы избавиться от спиртосодержащих паров, а значит, на очередную встречу с Всевышним он придёт, совершив грех.

Богослов Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад» (810) приводит такие слова пророка Мухаммеда: «Кто бы не выпил вино, не будет принята от него молитва в течение сорока ночей. И если он умрёт в то время, когда в его мочевом пузыре осталось что-то из вина, то Рай обязательно станет для него запретным!».

Вторая причина кроется в пагубном воздействии алкоголя на разум человека, затмевая который, он может подвигнуть правоверного к забыванию заповедей Корана, что является страшнейшим из грехов.

В сборнике Ибн Маджа (3375) приводятся слова Пророка: «Употребление опьяняющего напитка и поклонение огню — грехи одинаковой степени…Человек, поклоняющийся огню, будучи сошедшим с правильного пути, не признаёт Аллаха. Человек, выпивший опьяняющий напиток, тоже, будучи пьян, теряет разум и не признаёт Аллаха».

Третий резон состоит в том, что спиртные напитки, размывая грань между праведным и порочным, способны подтолкнуть правоверного к совершению не угодных Аллаху дел.

Проявляя под воздействием опьянения агрессию и чиня противоправные действия, человек придя в себя зачастую не способен вспомнить о своих дурных поступках, а значит, из высшего творения Аллаха превращается в неразумное животное.

В связи с этим весьма поучителен хадис, приведённый ат-Табарани в «аль-Аусат» (357), повествующий о том, как одного иудея правитель, заставил на выбор совершить одно из этих греховных деяний: убийство малыша, вкушение свинины, прелюбодеяние или питьё вина. Решив, что наименьшим злом будет принятие спиртного напитка, он напился, после чего потеряв контроль над мыслями делал всё то, что ему приказывали. Четвёртым основанием считается боязнь быстрого привыкания к спиртным напиткам, которая запускает механизм постепенной духовной и физической деградации личности. Пятая причина касается пагубности распития спиртных напитков на глазах у детей, которые беря за основу поведения пример родителей, повзрослев, тоже станут грешить. Чтобы не допускать растления молодёжи и не увеличивать число спивающихся людей, Аллах устами пророка однозначно запретил употребление дурманящего алкоголя.

Что ещё запрещено

Помимо употребления алкоголя мусульманам запрещено производить какие-либо действия связанные с ним.

В подтверждении этой истины Абу Дауд приводит слова сподвижника пророка Ибн Умара: «Аллах проклял алкоголь и того, кто его пьёт, и того, кто его наливает, и того кто продаёт его и того, кто покупает, и того, кто его делает и того, кому его делают, и того, кто его носит и того, кому его приносят». Если человек трижды нарушит этот запрет, но покается, то Аллах простит его, но согрешив в четвёртый раз, согласно Ибн Маджу (3377), он после кончины будет напоён Аллахом «гноем обитателей Ада». Заявляя, что пьяница непременно попадёт в ад, пророк Мухаммед призывает мусульман отказать от алкоголя, и, ведя праведный образ жизни удостоиться после смерти вечного пребывания в райском саду, в котором текут «реки из вина, приятного для пьющих» (Сура 47/15 «Мухаммад»).

дня. Алкогольная утечка: шампанское полилось из крана в домах

Источник: https://news.rambler.ru/other/41536668-pochemu-musulmanam-na-samom-dele-zaprescheno-pit-alkogol/

ВашМедик
Добавить комментарий